Aug. 20th, 2018

jurgen_m: (Default)
Австро-Венгрия пережила интереснейшую судьбу, будучи, во всех отношениях, государством особенным и непохожим на соседей. Однако уже к осени 1918 года она прекратила своё существование, а история империи Габсбургов, оставившей огромный след в судьбе народов и государств Центральной Европы, как будто бы забыта.. Оно и не удивительно: слишком многие приложили для этого силы, и, по объективным причинам, самосознание многих народов получило новый толчок к развитию именно на отрицании права на жизнь «тюрьмы народов». Однако мазать чёрным цветом старую империю не стоит, ведь всё было там не так однозначно, и многие части империи, отколовшиеся в 1918-м, попали в куда более жестокие условия, нежели были у них под сенью двуглавого орла Габсбургов.
Вкупе с тем, что Австро-Венгрию, как и другие империи-участницы войны (кроме Британской) «убила» именно Первая Мировая, забвение стало чуть ли не двойным: ПМВ тоже быстро ушла в тень во второй половине прошлого века, поскольку её затмил гораздо более масштабный и кровавый мировой конфликт. В итоге о Первой мировой нам рассказывают относительно немногие книги, хотя, безусловно, ставшие классикой ещё при жизни авторов: Э.М. Ремарка, Э. Хемингуэя и Я. Гашека. Последний писал как раз про Австро-Венгрию, но, при всём уважении к его позиции, достаточно тенденциозно. Впрочем, будучи чехом и социалистом, Гашек вряд ли мог думать иначе – Габсбургская монархия была в его понимании злом, достойным жестокой сатиры.
Недавно попала в руки книга Мате Залки «Добердо», где описывается драматичная и кровавая история войны в Альпах, на плато Карзо. Описание событий авторское, правдивое и жестокое, как и сама война… Много ли мы знаем о боях в Альпах и Южном Тироле? Крайне мало, на русском языке те события практически не описаны, а ведь масса наших соотечественников воевала там, сражаясь в рядах армии Двуединой монархии. Фронт совершенно особый, не похожий ни на какой другой: горы, жестокие морозы и снегопады, война, где трудно наступать и тяжело обороняться. Фронт, который изменил рельеф местности – минная война и подорванные скалы, капитальные позиции в скалах, пережившие столетие. До сих пор из альпийских снегов вытаивают тела участников тех событий…. Да и оружие и амуниция порой выглядят так, будто прошло не столетие, а всего только лет 10-20.
Лирическое отступление затянулось, наверное… Но я уверен, что те события ещё ждут своих историков и переводчиков, а забывать их не стоит. Ведь это не только пласт истории и культуры, но и захватывающая страница военной истории.
У Залки в «Добердо» который раз натолкнулся на упоминание «страшного оружия» венгерской пехоты – fokos. И не в первый раз… У одних авторов fokos это сапёрный ломик, у Биггинса в книгах об Отто Прохазке – тесак. А ведь истина-то одна. Кроме того, авторов можно понять: венгерские тексты читать весьма трудно, если ты не знаешь этого самобытного и во многом уникального языка – параллелей с другими языками там минимум и «угадайка» не поможет. Кто-то что-то слышал, и как слышал, так и написал.Read more... )

April 2019

S M T W T F S
 123456
789 10111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 23rd, 2025 01:40 pm
Powered by Dreamwidth Studios